На острове левостороннее движение, т.е. вы должны двигаться по дороге придерживаясь левого тротуара. Это конечно не привычно для водителя из России, но на мотобайке это не так сильно чувствуется, как на машине. Все рычаги управления байком на прежних, уже привычных местах: слева - задний тормоз, справа - передний и ручка газа. Поэтому сложность представляют для нас интенсивность и непредсказуемость движения на дорогах Бали. Однако это только на первый взгляд оно непредсказуемое :)
Вообще я сомневаюсь, что в этой стране существуют правила дорожного движения. Поэтому я напишу от себя все те необходимые постулаты, которые помогут вам чувствовать себя как рыба в воде в этих хаотичных потоках.
Самым главным в борьбе за безопасность является ваше понимание менталитета балийцев. Когда нет четких законов и правил, то их место занимают понятия и интуиция, которые кстати вполне обьяснимы.
Итак начнем:
1. Не умешь ездить - не бери!!
Первый и самый главные совет
Если ваша поездка всего на пару недель, то лучше обойтись силами такси-сервисов типа UBER, Bluedird и GoJeck. Прокат байка на такой короткий срок будет достаточно дорогой и соразмерный затратам на такси, если собраться компанией. Вы будете целее и счастливее и увезете ровный загар. Если же вы более чем на месяц, то заранее, еще дома, возьмите несколько уроков в мото-школе или у частного инструктора. Многие считают, что дешевле и приятнее будет заниматься этим уже на Бали, но это не так. При первых же успехах вам захочется бороздить просторы острова самостоятельно, и случится это гораздо раньше, чем ваши навыки достаточно окрепнут. Это может привести к плачевным последствиям. Помните, в жарком климате вы не будете носить защиту, а майку и шорты сотрет об асфальт также быстро как и кожу. Одна ошибка может разрушить все ваши планы на идеальный отдых. Ни серфинга, ни океана, на вечеринок, ни ровного загара. Только присохшие бинты и дикая боль.
Если конечно вы останетесь живы.
2. Экономия расхода топлива
Балийцы народ небогатый, и при стоимости бензина в практически 1 доллар США за литр они стараются экономно расходовать его. Поэтому они двигаются с невысокой крейсерской скоростью, используют плавное замедление и ускорение. Редко когда можно увидеть резко двигающегося индонезийца, играющего в шашечки на дороге. Чаще всего здесь именно экспаты и туристы являются возмутителями спокойствия. В основном 80% попутного потока будет двигаться на скорости 60-70 км\ч, плавно меняя полосы время от времени. Обгоны здесь очень длинные, даже не обгоны, а как сейчас говорят перестроения с дальнейшим неспешным опережением. Поначалу дико бесит, когда один индонезиец обгоняет другого со скоростью +5км\ч, мешая вам ускориться и завершить маневр. Но через некоторое время к этому привыкаешь.
3. Всё что угодно в любую секунду
Балийцы живут на этом острове сотни лет, и отлично знают что на дороге может произойти всё что угодно. В ста метрах от вас поперек дороги легко может упасть столб, выбежать на свет фар собака, такстит решит высадить людей "прямо тут", выйдет слон, сдаст назад огромный грузовик и пр. Их это ничуть не удивляет, и это знание не позволяет им разгоняться быстрее 50-60км\ч. На этой скорости они могут среагировать на любую, самую невероятную дорожную ситуацию.
Однаджы мы видели, как с крыши курятника прямо на дорогу с боевым кличем спланировал огромный красный петух. Девушка ехавшая нам навстречу лишь слегка повернула руль и грозная птица пролетела мимо. В другой раз уже мне наперерез рванула какая-то курица, до последнего уверенная, что успеет. Уже во время торможения она ударилась о фару и улетела в кусты. Понимание и готовность к любому трешу в любую секунду поможет вам реагировать правильно на такие ситуации. К примеру если в панике слишком резко надавить на тормоз, то байк может уйти в занос и уложить вас на асфальт.
4. Пробки и еще раз пробки
На Бали вопрос пробок в часы пик стоит очень остро. Основная артерия протягивается с полуострова Букит до Семеньяка в виде скоростного шоссе, разбитого на участки By Pass Ngurah Rai и Sunset Road. И по нему с двух концов 2млн человек на байках с 07:00 устремляются в Куту и Джимбаран на работу. А в 17:00 они же едут обратно. В эти периоды лучше вообще не выезжать в сторону Куты или Денпасара.
Пробки из мотобайков в Азии совсем не такие, к каким вы привыкли в России. Здесь нет правил совсем, её объезжают по встречке в два ряда, по тратуарам, обочинам и ямам, через витрины уличных магазинов и по головам, павших в обморок от увиденного, туристам. Стоящие на светофорах автомобили со всех сторон окружают десятки байков, забиваясь в междурядье, и первую половину времени светофора машины смиренно ждут пока им будет куда поехать. Байки внаглую устремляются в малейшие просветы, обтекая автомобили, как река огибает камни. Водить автомобиль на Бали могут люди с воистину вселенским терпением. Я бы точно не смог.
Однажды меня встречали друзья в аэропорту и на дорогу до Чангу мы потратили 2.5часа. Когда как на байке это 45 минут по пробкам.
5. Встречные тротуары :)
Как я уже говорил, тротуары используются для обьезда как пробок, так и любых других препятствий. Однако иногда они могут служить и для встречного движения, чтобы дважды не пересеккать проезжую часть. В итоге на дороге образуется четыре полосы, две из которых попутные и две встречные. Только вот расположены они через одну. Будьте к этому готовы.
6. Низкий уровень управления байком
К сожалению балийцы не ходят в мото-школы, и с детства учатся ездить на байке интуитивно. Поэтому навыков правильной езды на мототехнике у них нет. Все они рулят как придется и поэтому невсегда двигаются разумно и оптимально, зачастую принимая крайне нерациональные решения. Например они могут вести неспешное опережение 400м, чтобы через 50м свернуть с дороги на парковку. Туда же можно отнести прохождение поворотов с торможением, а не ускорением.
7. Чтобы ни стряслось - улыбайтесь!
Особенно если вам предстоит какой-то стремный маневр против правил, вы объезжаете пробку или едва не столкнулись с кем-то. На этом острове подобные вещи крайне редко вызывает негатив у окружающих. Только если вы особо наглеете, чего делать конечно же не стоит. Если же вы виновато улыбнетесь - вам простят большинство косяков. Однажды я евда не пропустил свой поворот, и стал поворачивать уже в конце перекрестка фактически через две встречки. При этом весело смеялся над собой и улыбался всем кому мешал, приговаривая "Сорри, соррри мээээн!" Так вот мне сигналили все кому ни лень, но при этом также улыбались и веселились, пропуская меня.
А еще бывают клинчи с полосами движения, когда ты после поворота не можешь понять по какой стороне дороги ехать. Как-то раз у меня такое случилось на огромном много полосном перекрестке БайПасса. Я по стрелке на лево лаложил широкий поворот и приехал на правую часть дороги. Там мне сигналили четыре полосы встречного движения, которые ждали своего зеленого света. При этом они также свистели и сигналили потешаясь надо мной :)
8. Невидимая зеленая стрелка налево
На Бали, как и во многих других странах Азии, при красном светофоре всегда подразумевается горящая зеленая стрелка налево. Её может не быть собственно на светофоре, но левый поворот считается возможным, если вы не мешаете основному потоку справа. Поэтому не удивляйтесь, что здесь часто ездят на красный - им просто налево. Однако, если ваша кожа не достаточно загорела, то лучше воздержаться от таких поворотов на глазах у представителей власти. Например на перекрестке, где есть пост дорожной полиции. Считается, что этим правилом могут пользоваться только местные. Вас же могут оштрафовать за это, т.к. у белого человека могут быть деньги на этот штраф.
9. Поворотники и их отсутствие
Не все балийцы охотно пользуются поворотниками. Зачастую их пассажиры лениво машут рукой в сторону поворота, нередко путая лево и право. Учтите это и в случае с машинами и автобусами. Никогда не подъезжайте сзади или сбоку вплотную к высоким и длинномерным грузовикам или автобусам. Старайтесь избегать слепых зон или быстро их пересекать.
Вообще научитесь смотреть в зеркала машин, пытаясь увидеть глаза водителя. Если вы видите его - то он видит вас. Это важнее поворотников и стопаков.
10. Езда на байке в темноте
Ездить ночью на байке довольно опасно. Освещение на улицах слабое, и иногда его и вовсе нет. Вы можете не заметить вовремя выбоины на дороге, длину и траекторию поворота, вело-ларьков, пешеходов, бродячих собак. Помните правило №3 Всё что угодно в любоую секунду, а также что времени на реакцию станет еще меньше. Не торопитесь и и не превышайте разумную скорость..
PS: Послесловие
Не смотря на все эти особенности дорожного движения за четыре месяца жизни на Бали я видел всего две аварии, в одной из которой побывал пассивным участником. Удивительно насколько это мало, учитывая четырехмиллионное население острова. Например в Агадире, Марокко, за восеммь дней я видел четыре крайне неприятных ДТП. При это дороги в Марокко можн осказать пустые по сравнению с Бали.
В действительности балийцы очень аккуратные водители и крайне редко провоцируют аварии. В основном участниками ДТП становятся неопытные туристы или обнаглевшие экспаты. Поэтому бояться надо не дикого движения, а собственных ошибок управления байком. Если вы подготовитесь к поездке - то всё будет отлично!